Путь дурака

«Ходит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее себя…»
(Егор Летов)

В одной из своих статей я описал три дня из жизни бизнес-аналитика. А кто такой бизнес-аналитик? Уверен, что существует огромное количество определений этой должности/роли. В короткой статье я расскажу о моем определении понятия «бизнес-аналитик».

С накоплением личной практики бизнес-анализа я утверждаюсь в мысли, что бизнес-аналитик — это ни больше ни меньше как персонаж карты Таро «Дурак».

major0

Вот что об этой карте пишут Сергей и Ирина Савченко в книге «Вечерний чай при свечах и картах Таро»:

Проходя по запутанным жизненным лабиринтам, человек в течение своей долгой (или недолгой) жизни примеряет на себя множество Ликов (как 0 карта) или Личин (как XXI карта) Шута. Проживая их, обучаясь разным социальным ролям, он восходит или нисходит, развивается или деградирует

Очень похоже на то, что проходит бизнес-аналитик, реализуя проекты организационного развития. Действительно, он (бизнес-аналитик):

  • постоянно разбирает «запутанные жизненные лабиринты» того или иного бизнеса, анализируя его процессы, подсистемы управления и т.п.;
  • «примеряет на себя множество» ролей: описывая деятельность компании с разных точек зрения;
  • «проживая их, обучаясь разным социальным ролям, он восходит или нисходит, развивается или деградирует»: бизнес-аналитик постоянно обучается и, в зависимости от приложения полученных знаний, он либо развивается дальше, либо начинает деградировать.

Последний тезис заслуживает отдельного внимания. В каких случаях бизнес-аналитик продолжает развиваться, а в каких — начинает деградировать? В книге «Таро в духе ДЗЕН» Osho приводит интересную классификацию дураков.

Первый тип: дурак, который ничего не знает и не знает, что он не знает…
Второй тип: дурак, который ничего не знает, но думает, что знает…
И третий тип: дурак, который знает, что ничего не знает…

Первый тип оставим за скобками, ибо если человек дожил до сознательного возраста пребывая в таком состоянии, это клинический случай. Мы его разбирать не будем. А вот дураки второго и третьего типа — это как раз «герои нашего романа»;).

Как только бизнес-аналитик начинает верить в то, что «он знает», он деградирует. В этот момент он начинает «учить» экспертов по процессу тому, как этот процесс должен выполняться. Он старается навязать им свои модели, забрасывая бедных представителей Заказчика не то что сложно понимаемыми, а даже сложно воспроизводимыми терминами. Как бизнес-аналитик он перестает существовать. Он становится бизнес-консультантом, то есть дает консультации. Он начинает конкурировать за роль эксперта по процессу с профильными специалистами Заказчика. Все это ведет к росту сопротивления, к увеличению политической составляющей в развитии проекта и никакого анализа в этом уже нет. Это не плохо и не хорошо. Это просто нечто иное. Наверное, это консалтинг или что-то подобное;) Но это не бизнес-анализ.

Мне хочется думать и верить, что бизнес-анализ — это способ выработки эффективных решений прежде всего самим Заказчиком за счет многократного и разностороннего объяснения бизнес-процесса. Такое объяснение возможно тогда, когда перед Вами либо ребенок, либо третий тип дурака. Osho его еще называет «Дурак блаженный». Этот дурак не «учит», а искренне удивляется услышанному и, задавая уточняющие вопросы, с неподдельным интересом стремится разобраться в исследуемом процессе глубже и глубже. Почувствуйте разницу. Бизнес-консультант продавливает свою модель процесса, считая ее единственно верной. Бизнес-аналитик активно интересуется моделью Заказчика. Бизнес-консультант усложняет описание процесса, нагружая его специфичной терминологией. Бизнес-аналитик делает модель процесса понятной широкому кругу лиц, заставляя эксперта по процессу описывать процесс максимально просто.

Таким образом получаем следующее определение бизнес-аналитика:

Бизнес-аналитик — это исследователь, который при помощи изучения процесса (подсистемы, системы и т.п.) помогает Владельцу процесса осознать свой процесс, улучшить его и перевести его описание на простой, доступный для понимания широкому кругу лиц, язык.

Буду признателен, если Вы поделитесь своим представлением о понятии «бизнес-аналитик».

Буду рад любой обратной связи.
Искренне Ваш, Антон Антипин.

 

Путь дурака

Путь дурака: 5 комментариев

  1. Очень любопытная трактовка. Попытаюсь донести ее этими же словами Владельцу процесса. В результате работы с ним «словил» в ответ: «Взял бы сам и сделал за меня, раз такой умный, а то все советуешь как нужно правильно». Означает, ли это что не заметил как скатился на уровень консультанта, выпав из роли бизнес аналитика?. В реальности не первый раз сталкиваюсь с ситуацией: «Если ты такой умный — сделай сам (за меня)» и в дальнейшем от тебя ждут именно этого. Это происходит, когда у партнеров отсутствует базовое понимание процессного, проектного управления и происходит столкновение религий «системного» подхода и «текучки».
    Быстрое преодоление базового барьера пока непонятно

    Нравится 1 человек

    1. Александр, рад видеть-слышать-читать;) Вы, кстати, создали первый комментарий в моем молодом блоге 🙂 И Вам, естественно, полагается приз;) При встрече обязательно его вручу:)

      Эх, я думаю, что быстрого преодоления барьера и не произойдет. Почему я сфокусировался на «многократном и разностороннем объяснении бизнес-процесса» самим сотрудником. В какой-то момент, я увидел, что это единственный способ заняться бизнес-анализом;) Раньше я приходил в компанию и кучу времени и сил тратил на живописный рассказ о процессном подходе, проектном управлении, системе показателей и т.п.. Эти сложные понятия людям, полностью съеденных «текучкой» (отличная аллегория — религия «текучки» и религия «системного подхода»! Браво, Александр! Прошу разрешения использовать эту аллегорию в тренингах;)) чужды и всегда вызывают сопротивление. В итоге, когда мы приступаем с заказчиком к анализу, анализа-то и не происходит: Заказчик (чаще бессознательно) сопротивляется, а я борюсь с сопротивлением. Все внимание уходит туда. А нам-то нужно разобраться в деятельности, описать её простым языком, и, если получится, улучшить;). Когда время начинает поджимать, нам приходится включать консультанта, иначе, потратив все время на работу с сопротивлением, мы рискуем завалить проект 🙂 Так и рождаются навязанные модели. Они, кстати, часто очень хороши. Но, они, к сожалению, инородны, и поэтому плохо приживаются 😦 В какой-то момент я это очень четко осознал и придя к заказчику, перестал говорить про бизнес-процессы, а стал говорить с заказчиком за жизнь (по большей степени конечно же профессиональную) :). Это я и назвал метод «многократного и разностороннего объяснения». В такой модели я выступаю не как «чувак со стороны, думающий, что он умный, который пришел нас учить», а как «парняга, который хочет познакомиться с нашим искусством строительства дорог/приготовления кофе/сборки планшетов, который пришел к нам поучиться у нас». Совсем другие акценты. И самое интересное этот подход приносит огромное удовольствие от работы, реально затягивает и дает отличные результаты;)!

      Нравится

  2. Донес до партнера (заказчика) историю про дурака «без купюр». Без предварительной подготовки, а просто послав в письме. с кратким своим комментарием КАК Я ВИЖУ СЕБЯ в этой истории. В ответ получил: «Больше не присылайте. Мне психоанализом некогда заниматься». Ошибка моя очевидна — буду исправляться.

    Нравится 1 человек

    1. Сергей, добрый день.
      Благодарю за комментарий и вопрос 🙂

      «Но… хорошо когда представители Заказчика являются экспертами описываемого процесса. А если нет?»
      НУ всякое конечно бывает. Чаще всего в такой ситуации где-то в окружении владельца процесса будет эксперт/эксперты по процессу. Тогда «берем в разработку» их.

      В самом крайнем случае приходится искать экспертов на стороне и привлекать в компанию.

      С уважением, Антон Антипин.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s